Экспортируемая продукция должна быть уникальной – эксперты

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - Какая продукция будет пользоваться спросом за рубежом и за счет чего дистрибуция будет успешной, рассказали корреспонденту МИА «Казинформ» эксперты аудиторской компании Deloitte в Каспийском регионе - управляющий партнер Марк Смит и старший менеджер Бехзод Артыков.

Развитию экспорта из Казахстана в последнее время уделяется все больше внимания. Он также тесно связан с развитием программы импортозамещения. Принимаются программы, выделяются Специальные экономические зоны (СЭЗ). Марк Смит уверен, что это нужные шаги для начала длинного и нелёгкого пути к развитию экспортного потенциала страны.

«Чтобы СЭЗ хорошо работал, необходимы не только налоговые льготы и особое законодательство, инфраструктура – коммуникации, электричество, дороги, система, но и человеческий капитал. К сожалению, чаще всего какого-либо ресурса не хватает, либо нет интеграции всех нужных элементов. В производстве пока ощущается нехватка действительно привлекательных для инвесторов проектов. Для привлечения инвесторов (местных и зарубежных), а также компаний было бы неплохо централизованно запустить несколько пилотных образцовых проектов, якорных производств, которые станут примером для остальных. Такие компании-лидеры уже появляются в сельском хозяйстве, и сейчас за ними тянутся другие», – говорит Марк Смит.

Как отмечает Бехзод Артыков, старший менеджер департамента консалтинга компании Deloitte, для производства продукции на экспорт необходимо обзавестись международными стратегическими и/или отраслевыми инвесторами из той страны, в которую планируется поставка продукции.

«Если, к примеру, хотим продвинуть продукцию в Китай, их инвестор-партнер позволит совместной продукции легче выйти на полки китайских магазинов, так как он знает требования своей страны, своих потребителей лучше. Самостоятельно налаживать канал дистрибуции можно, но это дольше, затратнее, и риск провала значительно выше», – отмечает г-н Артыков.

По его словам, как правило, инвестор при принятии решения в первую очередь руководствуется пятью факторами – господдержка данной отрасли, возможности финансовой отдачи, наличие инфраструктуры, местных специалистов и удобное законодательство, включая политические и экономические риски. Например, концепт программы Национальных чемпионов правилен, теперь необходимо интегрировать все сопутствующие элементы для её успеха.

Еще одним важным пунктом для развития является качество производимого товара. «Экспортируемая продукция должна быть конкурентоспобной за счет высокого качества, уникальной в своем роде, либо дешевле зарубежных аналогов. Выпускать намного сложнее, чем просто перепродавать. Необходимо больше затрат на маркетинг, представительские расходы, чтобы элементарно найти канал сбыта. Вступление Казахстана в ВТО открывает возможности, но наш успех зависит от того, какую продукцию представляют туда наши компании. Если она неконкурентоспособна, никакое ВТО и Таможенный Союз не помогут. Человеческий капитал, инфраструктура, фондирование, доступность капитала - вот секретные показатели успешного экспорта», - говорит Бехзод Артыков.

Сейчас читают