Для помощи государства трудности не преграда

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Социальная сфера - неотъемлемая часть жизни любой страны. При этом не нужно забывать, что социальный блок не ограничивается лишь пенсиями. Это поддержка ветеранов, материнства и детства, создание условий для полноценной жизни инвалидов и многое другое. Если проанализировать проведенные за 25 лет реформы в этой сфере, мы увидим, что Казахстан совершил значительный прорыв.

Достойная старость

После распада СССР Казахстан, как и другие бывшие союзные республики, оказался в крайне сложной ситуации, став страной с рухнувшей экономикой и отсутствием денег в казне. Не спасали даже богатейшие природные ресурсы: мировые игроки в нефтяном секторе не стремились «занимать очередь», чтобы работать с только что образовавшимся государством, да еще на постсоветском пространстве.

Несмотря на все сложности, когда принималась Конституция независимого Казахстана, в ней сразу были продекларированы социальные обязательства государства. Первые годы после обретения независимости в стране пытались сохранять советскую систему социальной защиты: солидарную пенсию, по сути, уравнивающую всех, несмотря на разные уровни трудовых доходов, и мизерные размеры пособий ограниченному числу граждан. Было принято решение проводить пенсионную реформу.

- Переход на накопительную пенсионную систему был воспринят с недоверием, - вспоминает министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова. - Как, наверное, и все социальные инициативы, которые мы продолжаем внедрять. Это нормально, мы тогда не понимали, как это - копить на пенсию в течение всей своей жизни, ведь мы привыкли знать, что после завершения трудовой деятельности государство гарантирует нам пенсию. Но реформы были необходимы.

Действительно, переход на накопительную систему дался обществу болезненно. Люди не понимали, зачем нужно отчислять деньги от своей зарплаты, и почему государство отказывается от своей «извечной обязанности» платить пенсии. Было и недоверие к накопительным пенсионным фондам, мол, исчезнут, деньги пропадут, и люди останутся ни с чем. Это было в 1998 году... Сегодня, в 2016-м, вызывавшая неприятие новая пенсионная система продолжает работать и совершенствоваться.

- Сегодня в стране создана трехуровневая система пенсионного обеспечения. Причем она основана не только на вкладах работников, будущих пенсионеров. Государство продолжает свое финансовое участие в пенсионных выплатах, - напоминает Тамара Дуйсенова. - Первый уровень нашей пенсионной системы - это государственная базовая пенсионная выплата, которая введена с 2005 года и назначается всем гражданам, выходящим на пенсию независимо от наличия трудового стажа и дохода. Размер ее увеличился с 3 000 тенге в 2005 году до 11 965 тенге в 2016 году, или почти в 4 раза. В текущем году расходы на ее выплату в республиканском бюджете предусмотрены в размере 293 миллиардов тенге, увеличившись в сравнении с 2005 годом в 9,7 раза. Второй уровень - это солидарные пенсии, которые государство выплачивает из бюджетных средств всем гражданам, имеющим трудовой стаж до 1 января 1998 года. Третий - выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда за счет личных пенсионных накоплений. Стоит отметить, что у нынешних пенсионеров пенсия формируется из всех этих компонентов.

При этом размер солидарной пенсии также увеличивается с каждым годом. Расходы на выплату солидарных пенсий в республиканском бюджете на 2016 год предусмотрены в сумме более триллиона тенге. При этом в сравнении с 1999 годом размеры солидарных пенсий увеличились в 10,5 раза - с 4 179 до 43 324 тенге. Минимальный размер пенсии сегодня составляет 25,8 тыс. тенге, максимальный - 65,2 тыс. тенге. Но на этом реформы не заканчиваются. Глава минздравсоцразвития напоминает, что, согласно Указу Президента РК от 18 июня 2014 года, принята Концепция по дальнейшей модернизации пенсионной системы до 2030 года, предусматривающая изменение с 1 июля 2018 года порядка назначения базовой пенсии за счет установления ее размера в зависимости от стажа участия как в солидарной, так и накопительной пенсионных системах.

- Это позволит повысить размеры пенсионных выплат для пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж, но получающих низкие размеры пенсий в связи с отсутствием сведений о доходах на момент выхода на пенсию, а также законодательно установленными ограничениями, - подчеркивает Т. Дуйсенова. - Будет введен новый условно-накопительный компонент пенсионной системы за счет установления 5% обязательных пенсионных взносов работодателя. Главное преимущество этого нововведения - то, что пенсионер, за которого работодатель осуществлял взносы, будет получать пенсию из этого компонента пожизненно, даже если средства на его условном пенсионном счете будут исчерпаны. При условии стажа участия пять и более лет.

Без ограничения возможностей

Первый Закон «О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан» был принят в 1991 году. В нем впервые целью государственной политики была объявлена не помощь инвалиду, а создание социально-экономических, правовых и организационных условий для обеспечения равных возможностей для жизнедеятельности людей с ограниченными физическими возможностями. Однако акцент делался преимущественно на медицинскую реабилитацию и предоставление технических вспомогательных (компенсаторных) средств. О комплексном подходе, социальной реабилитации и тем более интеграции в общество тогда не думали.

Прорывом можно назвать законы «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (2002 год) и «O социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» (2005 год). Они предусматривали иной подход и были направлены на совершенствование системы реабилитации, усиление социальной поддержки, улучшение качества жизни инвалидов. Реализация законов и специальных программ позволила усилить их социальную поддержку, улучшить качество их жизни путем предоставления протезно-ортопедических изделий по новым технологиям, тифло-, сурдотехнических средств и кресел-колясок, отвечающих современным требованиям, санаторно-курортного лечения, улучшить условия их доступа к социальной инфраструктуре. А с 2006 года впервые инвалиды стали обеспечиваться гигиеническими средствами, получать услуги индивидуальных помощников, специалистов жестового языка.

20 февраля 2015 года стало знаковой датой в этой сфере: Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов. Можно смело сказать, что государство вышло на принципиально новый уровень обеспечения социальной защиты людей с ограниченными возможностями, поскольку теперь им не только выплачивают пособия, предоставляют медуслуги и вспомогательные средства, но и создают доступную среду для их полноценной интеграции в общество.

В стране поэтапно реализуется План мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012-2018 годы, в рамках которого решаются вопросы их трудоустройства, создания для них доступной инфраструктуры. Если еще десять лет назад требование о наличии пандусов на входе в объекты социальной инфраструктуры в большинстве случаев просто игнорировалось, то теперь оно стало обязательным уже при проектировании зданий.

- Для определения единых требований к оборудованию и к производственной среде рабочего места инвалида, ускорения создания таких рабочих мест и успешной интеграции этих людей в трудовую жизнь общества были утверждены стандарты рабочего места инвалида. Был актуализирован перечень технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения, предоставляемых инвалидам - устаревшие сурдо-, тифлотехнические средства были заменены на современные многофункциональные электронные гаджеты, - рассказывает Тамара Дуйсенова. - Со следующего года мы планируем существенно расширить перечень, добавив новые тифлотехнические средства для лиц с нарушением зрения, обязательные гигиенические средства, дополнительные технические средства для инвалидов, самостоятельное обслуживание которых затруднено вследствие физических нарушений.

Министр подчеркивает, что при финансовой поддержке республиканского бюджета местными исполнительными органами запланировано до конца этого года установить 3 308 единиц дорожных знаков и указателей в местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание инвалидов, оснастить звуковыми устройствами 154 пешеходных перехода.

Также реализуются региональные планы адаптации объектов социальной и транспорт­ной инфраструктуры на 2016 год, в рамках которых проводится оценка состояния доступности объектов и услуг в основных сферах жизнедеятельности инвалидов. Так, с 2012 года уже паспортизированы 26,9 тыс. объектов, из них 17,2 тыс. подлежат адаптации, проведена адаптация 9,7 тыс. объектов.

Неоценимая поддержка

На заре независимости размер государственных пособий, выплачиваемых гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, был незначителен. В 2016 году на выплату государственных социальных пособий в республиканском бюджете предусмотрены расходы на сумму 242,8 млрд тенге, что в 9,4 раза больше, чем в 1999 году. Средний размер пособия по инвалидности увеличился в 9,7 раза (с 3 106 до 30 191 тенге), по случаю потери кормильца - в 6,3 раза (с 4 250 до 26 908 тенге), по возрасту - в 6 раз (с 1 980 до 11 887 тенге).

С 2003 года в стране начал формироваться комплекс мер поддержки материнства и детства. Так, было введено пособие на рождение ребенка, причем численность его получателей с момента введения (2003 год) в сравнении с 2015 годом увеличилась в 2,5 раза, а размер самого пособия увеличился в 5,1 раза (с 13 080 тенге в 2003 году до 66 621 тенге в 2016-м). Введено пособие по уходу за ребенком до одного года. С момента введения в действие (2006 год) в сравнении с 2016 годом размер пособия, выплачиваемого на первого ребенка, увеличился в 4 раза (с 3 090 тенге до 12 213 тенге).

Выплачивается специальное пособие родителям, опекунам и усыновителям, воспитывающим ребенка-инвалида, до достижения им совершеннолетия, средний размер которого с момента введения в действие (2010 год) в сравнении с 2016 годом увеличился в 1,6 раза (с 14 952 тенге до 24 002 тенге). Также по решению местных представительных органов родителям и иным законным представителям детей-инвалидов возмещаются затраты на их обучение на дому. На выплату этого вида помощи за девять месяцев 2016 года из средств местных бюджетов было выделено 0,4 млрд тенге.

Для поддержки малообеспеченных семей с доходами ниже стоимости продовольственной корзины предусмотрены ежемесячные государственные пособия на детей до 18 лет. За период с 2006 по 2015 год численность получателей снизилась на 23,6%, что показывает положительную динамику выхода малообеспеченных семей из состояния бедности.

Вместе с тем в целях поддержки лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, со стороны государства выплачивается адресная социальная помощь. С 2002 (с момента введения в действие) по 2015 год численность получателей снизилась в 30,9 раза, средний размер пособия увеличился в 2,7 раза (с 816 до 2 179 тенге).

Кроме того, с 1999 года в стране осуществляется выплата специального государственного пособия (СГП) для 20 категорий граждан, в числе которых участники и инвалиды войны и лица, приравненные к ним, многодетные матери и семьи, инвалиды всех групп и так далее. С момента введения в сравнении с 2016 годом средний размер СГП увеличился в 7 раз (с 926 тенге до 6 474 тенге).

- Очень важно, что государство, несмотря на сложную ситуацию в экономике, не только не отказывается от взятых на себя социальных обязательств, но и продолжает увеличивать размеры выплачиваемых пенсий и пособий, зарплат работникам бюджетной сферы, - подчеркивает Тамара Дуйсенова. - Например, в 2008 году, а это, напомню, год, когда начался мировой финансовый кризис, по поручению Главы государства были введены дополнительные виды социальных выплат. А именно на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.

Позднее, несмотря на сложную ситуацию в экономике, в рамках обращения Президента к народу Казахстана от 7 июня 2013 года в целях повышения уровня пенсионных накоплений женщин и исключения перерывов участия в накопительной пенсионной системе, введено субсидирование дополнительных обязательных пенсионных взносов за счет бюджетных средств работаю­щим женщинам в период их нахождения в отпусках по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года. В общем, несмотря на всевозможные трудности, государство было и остается социально ориентированным, и наши граждане могут быть уверены: в любой сложной ситуации они найдут поддержку.

«Казахстанская правда»

Сейчас читают