Акцент в программе 12-летнего образования сделан на развитии навыков широкого спектра - Суханбердиева

None
None
АСТАНА . КАЗИНФОРМ - Шагом 76 Плана нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ Главы государства» предусмотрено повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР, поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности.

В беседе с нашим корреспондентом вице-министр образования и науки РК Эльмира Суханбердиева рассказала о том, как будет внедряться 12-летняя модель школьного обучения.
- ЭльмираАмангельдиевна, с какой целью в Казахстане планируется перевод на 12-летнюю модель общего среднего образования?
- Суть 12-летнего обучения состоит во внедрении единой типовой образовательной программы для «нулевого» класса - предшколы. Возможность прохождения «нулевого» класса будет сохраняться как в дошкольных учреждениях, так и в школах.
Структура перехода на 12-летнее обучение вводится по принципу «нулевой» класс (предшкольная подготовка)-11 классов.
- Когда этот переход произойдет, и будут ли охвачены 12-летней моделью все средние школы?
- Переход на 12-летнее общее среднее образование будет осуществлен во всех школах в 2019-2020 учебном году.
- Разработаны ли новые учебные программы? Будет ли значительно увеличен объем знаний, получаемых учениками средней школы?
- Учебные программы обновленного содержания разработаны согласно Государственному общеобязательному стандарту начального образования Республики Казахстан, утвержденному Постановлением Правительства №327 от 25 апреля 2015 года и Государственному общеобязательному стандарту основного среднего образования №292 от 13 мая 2016 года.
На сегодняшний день разработано и утверждено 11 учебных программ по предметам начального уровня образования, 17 учебных программ по основной средней школе.
Объем знаний, предусмотренный в новых учебных программах, не увеличивается, акцент в обучении по учебным программам обновленного содержания будет сделан на развитии навыков широкого спектра.
- Готовы ли к переходу на 12-летнее общее среднее образование казахстанские учителя?
- На базе Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» и Центра педагогического мастерства «Назарбаев Интеллектуальные школы» проводится масштабная работа по повышению квалификации педагогических работников. В 2012-2015 годах по уровневым программам прошли обучение свыше 52,5 тысячи учителей, которые должны стать поддержкой в реализации глобальной задачи по обновлению содержания образования и переходу на 12-летнее образование.
Кроме того, в этом году курсы повышения квалификации по обновленному содержанию программ средней школы прошли 69 тысяч педагогов.
Обновление содержания будет отражено также в программе подготовки учителей в вузах и колледжах.
- Из каких источников будет финансироваться переход на 12-летнее обучение в средней школе?
- Обеспечение учебниками осуществляется за счет средств местных бюджетов. Повышение квалификации педагогических работников проводится, как за счет республиканского бюджета в НЦПК «Өрлеу» и ЦПМ АОО «НИШ», так и за счет местных бюджетов.
- Достаточно ли ученических мест в казахстанских школах для размещения 12-классов?
- Как уже отмечалось, схема 12-летнего образования вводится по принципу «нулевой» класс-11 класс, то есть, вводится «нулевой» класс для детей 5-6 лет - предшкольная подготовка. А 12-го класса, как такового, не будет.
На сегодняшний день предшкольная подготовка уже реализуется в нашей системе образования.
При переходе на 12-летнее обучение возможность прохождения «нулевого класса» сохраняется, как в дошкольных организациях, так и в школе. Таким образом, дефицита ученических мест с внедрением 12-летнего образования не ожидается.
- Как, на Ваш взгляд, повлияет переход на 12-летнее среднее образование на общий уровень образования населения Казахстана?
- В нашей стране попытки отойти от традиционной системы образования предпринимались неоднократно, но фрагментарное введение изменений накладывалось на старое содержание образования. Это приводило к перегруженности учебного процесса и передаче большого объема информации.
Результатом обновления содержания образования и перехода на 12-летнее образование должно стать повышение качества образования, так как новый стандарт образования ориентирован на человека, подготовленного к жизнедеятельности. То есть, человека, способного активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться интеллектуально, нравственно и физически, на построение модели образования, основанной на результатах, а ценности в образовании разворачиваются в контексте вопроса «Для чего учиться в школе?».
- Спасибо за беседу.

Сейчас читают